Воспитание детей в славянских традициях

Издревле на Руси знали, что для каждой православной семьи продление рода — это свещенный долг. Но просто рождение детей славянской крови, а воспитание в них православного духа. Важнее всего было воспитать в ребенке правильные жизненные ценности и нравственные принципы, целостность восприятия мира и любовь к родной земле. Не возникало сомнений, что все приобретенные навыки и качества характера помогут детям в будущем занять достойное место в обществе, и, так же как и их предки, выполнить свой долг перед Родом и пройти свой жизненный путь с достоинством.

Чтобы осуществить полноценное воспитание в жизни, чтобы помочь детям стать достойными людьми, родители воспитывали их не как получится, а по определенным правилам, в полном соответствии с древней славянской традицией.

Кстати, термин «православие» появился на Руси задолго до прихода христианства. В переводе на современный понятийный уровень, он означал: славление Прави. Славяне знали, что мир управляется высшими силами с помощью определенных правил. Такой порядок вещей признавался правильным, и потому славился. Это не было религией, это было образом жизни славян. Впоследствии, к русской христианской церкви был присоединен термин «православная», что говорит о слиянии христианской веры с православными традициями.

В современной реальности не у многих родителей сохраняется возможность в точности до запятой придерживаться всех правил воспитания, которых придерживались наши мудрые предки. А принимая во внимание факт, что большинство семей сегодня живет в городах, а не в православных общинах, воспитать ребенка в славянских традициях не так легко. К сожалению, и современная деревня в большинстве своем тоже утратила связь с традициями хотя есть места, где их свято чтут и по сей день. Но, тем ни менее, и сегодня, и в городе, главные основы и принципы воспитания мы вполне в силах применить к нашим детям.

В отличие от современной образовательной системы, когда ребенка накачивают большими объемами совершенно разрозненной информации, ему не рассказывают о главном — о целостности мира, и не объясняют, в чем она состоит. Например, славяне никогда не пытались воспитывать с помощью отрицания: «не лезь», «не надо», «не делай», «не трогай» и т.д., а объясняли взаимосвязь явлений: «если ты тронешь огонь — будет больно».

И это крайне важно! Именно благодаря понятиям о целостности мира, с малолетства в ребенке воспитывалась ответственность. Но огонь виноват, что ты обжег руку, а ты сам сделал все для того, чтобы обжечься. Ты, и только ты являешься источником того, что с тобой происходит. И ты сам можешь строить свою судьбу.

Маленькие дети воспитывались в семье, то есть обоими родителями, дедушками, бабушками и более старшими членами семьи. С ранних лет детям прививали идею о целостности мира и любовь к родной земле и природе. Нашу планету считали живым существом, называли матушкой и по имени — Мидгард-земля. Процесс нравственного воспитания проводился посредством чтения и обсуждения былин, сказок, стихов и пения песен. Поощрялось также и получение детьми начальных трудовых навыков.

Следует упомянуть, что в древней Руси население делилось на 4 касты. Волхвы ( там же: ведуны, учителя и врачи), воины, управленцы (там же купцы), труженики. В какой бы семье ребенок не рос, до пяти лет он не принадлежал ни к одной из каст. Раз в году собирали всех детей, достигших пятилетнего возраста, и волхвы устраивали им своеобразное тестирование. Детям задавались вопросы из разных сфер жизни. Таким образом выявлялись природные склонности и предпочтения каждого ребенка, то есть, дети получали кастовую принадлежность в зависимости от своих ответов.

С этих пор каждого ребенка воспитывали в соответствии с его склонностями, и согласно его будущему статусу. Кстати, в отличие от кастового разделения в Индии, в течение жизни человек мог перейти из одно касты в другую, если изменится его интеллектуальный или психический уровень. Тогда же ребенку давалось и тайное имя.

Общими для всех учителями были мужчины — волхвы и ведуны. До 12 лет мальчики и девочки учились вместе, потом — раздельно. В семье воспитателем был отец и для мальчиков, и для девочек. Его авторитет не оспаривался, женщина не имела права спорить с мужем в вопросах воспитания. Помимо отца, в воспитании девочки принимала участие старшая женщина в семье, которая обучала девочек женским премудростям.

Что интересно: девочек специально готовили к семейной жизни. После обучения девушки на выданье назывались вестами, что означало, что они ведают все премудрости будущей семейной жизни. Невестой называли девушку, которая физически созрела, но не прошла должного обучения. Чему мы сегодня и являемся свидетелями.

Что вы думаете по этому поводу? Напишите, пожалуйста!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *